-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ƒеловой_ онстантин

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2013
«аписей: 1662
 омментариев: 8619
Ќаписано: 10395


Ђќтлучение Ћьва “олстогої от церкви. «а что и почему ?

—реда, 14 —ент€бр€ 2016 г. 10:57 + в цитатник

ќчень важно понимать, что Ћ. Ќ. “олстой фактически был противником не только современной ему ÷еркви (как, скажем, ћартин Ћютер), но и христианства в целом...¬ письме учителю ј.». ƒвор€нскому от 13 декабр€ 1899 г. “олстой пишет: …«преподавание так называемого закона божи€ дет€м, есть самое ужасное преступление, которое можно только представить себе. »ст€зание, убийство, изнасилование детей ничто в сравнении с этим преступлением…» 

“олстой не верил в подлинность, т.е. 
«боговдохновенность» ≈вангели€, а исповедь считал поощрением безнравственности, так как пока€нием и «прощением уничтожаютс€ опасени€ перед согрешением». Ѕезнравственны выдумки о рае и аде, обесценивающие значение доброй земной жизни, бескорыстной, а не построенной на хитром расчете после всех грехов обрести спасение с помощью пока€ни€. ѕо “олстому все исторически сложившиес€ религии преп€тствуют нравственности. „еловек не может быть «рабом Ѕожьим», потому что «Ѕог об€зательно бы воспреп€тствовал такой гнусности». Ћичность сама ответственна за свои поступки и не должна перекладывать еЄ на Ѕога. “олстой отрицал догмат о “роице как противоречащий здравому смыслу вариант €зыческого многобожи€. 

¬ письме ј.». ƒвор€нскому 13 декабр€1899 года “олстой писал: «…я €сно увидал, как должно и может счастливо жить человечество и как бессмысленно оно, муча€ себ€, губит поколени€ за поколени€ми, € все дальше и дальше отодвигал коренную причину этого безуми€ и этой погибели: сначала предоставл€лось этой причиной ложное экономическое устройство, потом государственное насилие, поддерживающее это устройство; теперь же € пришел к убеждению, что основна€ причина всего — это ложное религиозное учение, передаваемое воспитанием». 
“олстой действительно не верил в «личного живого Ѕога». ’ристос был человеком, зачатым и рождЄнным естественным образом. “олстой пыталс€ освободить нравственность от сверхъестественных сил. ќн считал, что сакральный объект веры - Ѕог есть, но это всего лишь лучшие личностные качества человека: любовь, добро, совесть, честность, труд. ƒостоинство, свобода, ответственность… 
5222098_2pQgp3ys0vE (476x604, 38Kb)¬ыход в свет в 1899 году романа «¬оскресение» и одновременное издание его за границей с сохранением всех текстов, изъ€тых цензурой в русских издани€х, привел в негодование и замешательство правительственные и высшие церковные сферы. Ќазначение в 1900 году первоприсутствующим в синоде митрополита петербургского и ладожского јнтони€, неоднократно ранее пытавшегос€ ускорить церковную расправу с“олстым, наконец, крайнее озлобление обер-прокурора ѕобедоносцева, представленного в романе отталкивающей реакционной личностью под фамилией “опорова, — все это ускорило приготовлени€ к отлучению “олстого.   концу феврал€ 1901 года многолетние усили€ «отцов церкви» увенчались скандальным актом, ставшим на долгое врем€ предметом недоумени€ и осуждени€ всеми нормально мысл€щими людьми всех стран, народов и сословий. 

— отлучением от церкви кончаетс€ первый период сопротивлени€ правительства и церкви просветительной и обличительной де€тельности “олстого, характерный отсутствием крайних мер преследовани€ писател€. —амодержавие и церковь переход€т к открытому наступлению на “олстого, поставив его церковным отлучением вне защиты силой религиозных догматов и даже как бы вне гражданских законов, что было крайне опасным, принима€ во внимание бескультурье, религиозный фанатизм и черносотенный квасной патриотизм «истинно русских» людей, усиленно подогреваемые правительством и церковью в отсталых и реакционно-монархических сло€х населени€.


»так, определение синода не было безобидным пастырским посланием, «свидетельством об отпадении от церкви», но €вл€лось замаскированным призывом темной толпы изуверов и черносотенцев к физической расправе с “олстым. ѕодобно евангельскому ѕонтию ѕилату синод выдал “олстого толпе фанатиков и «умыл руки». ќхран€ема€ всеми установлени€ми и законами –оссийской империи, направленными к утверждению самодержави€ и православи€, церковь была оплотом и вдохновителем черносотенной реакции, и данный «отлучением» сигнал к расправе с “олстым представл€л собой недвусмысленную и реальную угрозу. 

ѕолицейско-жандармский аппарат и царска€ цензура замкнули кольцо вокруг “олстого. Ѕыло установлено особо тщательное наблюдение за каждым его шагом. √азетам и журналам запрещено печатание сведений и статей, имеющих отношение к отлучению. ѕринимались все меры к тому, чтобы пресечь какие бы то ни было выступлени€ о солидарности с “олстым. 

¬ романе «¬оскресение» “олстой с присущей ему беспощадностью и потр€сающей силой изображени€ осуществил давно задуманное им обличение церкви – лживость ее догматов и церковной обр€дности, рассчитанной на обман народа, разоблачил порочность системы государственного управлени€, ее антинародную сущность.¬ ответ на это церковники стали особенно настойчиво требовать расправы с писателем. ѕобедоносцев, пользу€сь своим вли€нием на цар€, как его преподаватель в прошлом, а затем советник по церковным вопросам в св€зи с занимаемой им должностью обер-прокурора синода, добилс€ согласи€ Ќикола€ II на эту расправу. 

Ќичто больше не сдерживало «св€тых отцов» русской православной церкви, синод получил свободу действий… 

24 феврал€. 1901 года «÷ерковные ведомости при св€тейшем правительствующем синоде» опубликовали нижеследующее определение св€тейшего синода от 20–22 феврал€ 1901 года о графе Ћьве “олстом, тотчас же перепечатанное всеми газетами и многими журналами: 

»значала ÷ерковь ’ристова терпела хулы и нападени€ от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основани€х, утверждающихс€ на вере в ’риста, —ына Ѕога ∆ивого. Ќо все силы ада, по обетованию √осподню, не могли одолеть ÷еркви св€той, котора€ пребудет неодоленною во веки. » в наши дни Ѕожиим попущением €вилс€ новый лжеучитель, граф Ћев “олстой. »звестный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф “олстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на √оспода и на ’риста ≈го и на св€тое ≈го досто€ние, €вно пред всеми отрекс€ от вскормившей и воспитавшей его ћатери, ÷еркви ѕравославной, и посв€тил свою литературную де€тельность и данный ему от Ѕога талант на распространение в народе учений, противных ’ристу и ÷еркви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, котора€ утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была –усь св€та€. ¬ своих сочинени€х и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого ќтечества нашего, он 

-а) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов ѕравославной ÷еркви и 

-б) самой сущности веры христианской: 

+1. отвергает личного живого Ѕога во св€той “роице славимого, 

2 отвергает Ѕога - —оздател€ вселенной , 

3 отвергает Ѕога - ѕромыслител€ вселенной 

+4. отрицает √оспода »исуса ’риста – Ѕогочеловека 

+5. отрицает »исуса ’риста как »скупител€ , пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасени€ 

-6. отрицает »исуса ’риста как —пасител€ мира 

+7. отрицает воскресшение »исуса ’риста из мертвых 

+8. отрицает бессеменное зачатие по человечеству ’риста √оспода и девство до рождества ѕречистой Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии 

+9. отрицает девство после рождества ѕречистой Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии 

-10. не признает загробной жизни 

-11. не признает мздовозда€ни€; 

+12. отвергает все таинства ÷еркви и благодатное в них действие —в€того ƒуха и, руга€сь над самыми св€щенными предметами веры православного народа, не содрогнулс€ подвегнуть глумлению величайшее из таинств, св€тую ≈вхаристию (причащение – одно из семи таинств). 

¬се сие проповедует граф “олствой непрерывно, словом и писанием к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но €вно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себ€ от вс€кого общени€ с ÷ерковию ѕравославною. Ѕывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. ѕосему ÷ерковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскаетс€ и не восстановит своего общени€ с нею. Ќыне о сем свидетельствует перед всей ÷ерковию к утверждению правосто€щих и к вразумлению самого графа “олстого. ћногие из ближних его, хран€щих веру, со скорбию помышл€ют о том, что он на конце дней своих остаетс€ без веры в Ѕога и √оспода —пасител€ нашего, отвергшись от благословений и молитв ÷еркви и от вс€кого общени€ с нею. 

ѕосему, свидетельству€ об отпадении его от ÷еркви, вместе и молимс€, да подаст ему √осподь пока€ние и разум истины. ћолим ти с€ милосердный √осподи, не хот€й смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко св€той “воей ÷еркви. јминь. 

ѕ о д л и н н о е п о д п и с а л и: 

—миренный јнтоний, митрополит —.-ѕетербургский и Ћадожский 
—миренный ‘еогност, митрополит  иевский и √алицийский 
—миренный ¬ладимир, митрополит ћосковский и  оломенский 
—миренный »ероним, архиепископ ’олмский и ¬аршавский 
—миренный »аков, епископ  ишиневский и ’отинский 
—миренный ћаркел, епископ 
—миренный Ѕорис, епископ”. 

Ћ.Ќ. “олстой отрицал догматы 1-5,7-9,12 всего 8(7) (помечены знаком +), и не отрицал а) ,б),6, 8,9 (помечены -) 

“ѕостановление синода... незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам.” 

* * * 
“у зиму семь€ “олстых проводила в ћоскве, в своем доме в ’амовническом переулке. »звестие об отлучении было получено вместе с очередными номерами газет. ¬ тихий переулок тотчас устремилс€ людской поток, хлынули пачки писем и телеграмм. 

¬от что записала 6 марта в своем дневнике —офь€ јндреевна “олста€:«ѕережили много событий, не домашних, а общественных. 24 феврал€ было напечатано во всех газетах отлучение от церкви Ћьва Ќиколаевича…Ѕумага эта вызвала негодование в обществе, недоумение и недовольство среди народа. Ћьву Ќиколаевичу три дн€ подр€д делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы. ƒо сих пор продолжаютс€ эти изъ€влени€ сочувстви€ Ћ. Ќ. и негодование на —инод и митрополитов. я написала в тот же день и разослала свое письмо ѕобедоносцеву и митрополитам… Ќесколько дней продолжаетс€ у нас в доме какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера – целые толпы»… 

“аким образом, первым откликом на определение синода было негодующее письмо —. ј. “олстой митрополиту јнтонию и ѕобедоносцеву.ѕоследний оставил письмо без ответа, но јнтонию, подпись которого под определением сто€ла на первом месте, трудно было хранить молчание, тем более, что, как это будет видно дальше, письмо “олстой получило широкую известность.Ѕолее двух недель медлил јнтоний, наде€сь, что определение найдет поддержку в обществе, котора€ даст возможность синоду, не тер€€ престижа, выйти из нелепого положени€, в какое поставила его слепа€ злоба к писателю. ќднако эти надежды не оправдались. Ќапротив, недовольство синодом в стране день ото дн€ возрастало, о чем свидетельствовали получаемые им письма от представителей разных слоев русского общества, решительно осуждающие отлучение.ѕроизошло небывалое в истории синода. 
ѕервоприсутствующий член синода митрополит јнтоний под давлением общественного мнени€ был вынужден выступить на страницах официального синодального органа с объ€снением действий синода и оправданием «определени€» и в заключение просить у жены “олстого прощени€ за то, что не сразу ей ответил. 

24 марта 1901 года в «ѕрибавлении к є 12 неофициальной части «÷ерковных ¬едомостей» приведены полностью письмо —. ј. “олстой и ответ на него јнтони€. 

ќтменить анафему Ћ. Ќ. “олстого предлагали обновленцы в 1923 г. 

√.».ѕетров. ќтлучение Ћьва “олстого от церкви. ћ.1978 г. стр.29. 

//письмо опубликовано в —обрании сочинений Ћ. Ќ. “олстого, изд-во «’удожественна€ литература», ћосква, 1984 год.

ј здесь вот ƒэвид ’окни

–убрики:  Ћюди
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



”_ ќЋќƒ÷ј   обратитьс€ по имени —реда, 14 —ент€бр€ 2016 г. 22:59 (ссылка)
“олстой решил подправить Ѕога. » наломал кучу дров...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 16 —ент€бр€ 2016 г. 16:37ссылка
ѕросто поражают его гордость и самоуверенность. Ќи капли смирени€...
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 16 —ент€бр€ 2016 г. 20:34ссылка
Ќо то, что он великий человек никто не отмен€л
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 16 —ент€бр€ 2016 г. 20:37ссылка
¬еликими бывают и совсем нехорошие люди. ћен€ отвратила от чтени€ произведений “олстого его непомерна€ гордость. —вою душу он покалечил этой гордостью.   тому же его превознесли как гени€ ещЄ при его жизни, это медвежь€ услуга любому великому человеку.
ѕерейти к дневнику

—уббота, 17 —ент€бр€ 2016 г. 23:54ссылка
я не раздел€ю ¬ашу точку, его гордость никак не вли€ет на то, что он отличный писатель, а взгл€ды на жизнь - имеют право быть
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 —ент€бр€ 2016 г. 08:27ссылка
ƒл€ мен€ нет ничего важнее, куда идЄт душа. ћне туда не надо, куда ведЄт “олстой.
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 —ент€бр€ 2016 г. 09:34ссылка
“олстой делал и говорил то, во что верил, это заслуживает уважени€
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 18 —ент€бр€ 2016 г. 23:12ссылка
Ћюбой человек может говорить и делать, что он хочет. Ќо это не значит, что надо его слушать и учитьс€ у него. я уважаю свободу каждого человека, в том числе и Ћьва Ќиколаевича, но это не значит, что € буду учитьс€ у него поступать так же, как и он. Ёто ћќ® личное право.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку